Золотое сечение

Опубликовано admin в

Вероятно, вы часто встречали упоминание о “правиле золотого сечения” и его важности для художника. Что же это за правило и как его применять?

Золотое сечение – это пропорциональное соотношение двух величин.

В численном выражении это бесконечное число, которое округляют до 1,618 и обозначают число золотого сечения греческой буквой Ф (фи).

Если взять отрезок АВ и поделить его точкой С, то золотым сечением будет, когда меньший отрезок относится к большему так, как больший отрезок относится к целому, то есть это пропорция, продолжающая саму себя.

Если вы посмотрите на изображение ракушки, то увидите наглядный пример этого правила – каждое последующее деление меньше предыдущего в соотношении золотой пропорции.

Подобные примеры встречаются во многих формах жизни: моллюски и земноводные, семечки у подсолнуха или шишки,  паутина, а также строение частей тела человека). 

Именно поэтому пропорция получила название “создающая жизнь”.

Также золотое сечение называют пропорцией божественной гармонии. Природа столетиями совершенствовала свои формы для того, чтобы получить жизнеспособные организмы, в итоге пришла к этой пропорции с выражением 1,618.

Вот еще несколько примеров правила золотого сечения: направление ветра в урагане, распределение веток и листьев на деревья, пропорции туловища ящериц, основы иконографии, строение молекулы ДНК, конфигурация уха, объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в процессе дыхания, соотношение длины фаланг пальцев и кисти руки в целом.

Деятельность человека в искусстве многое берет от природы. Золотое сечение в искусстве встречается во многих произведениях мировой архитектуры, дизайна и живописи. Египетские пирамиды, собор Парижской Богоматери, Парфенон – все это образцы использования пропорции Золотого сечения в архитектуре.

Как же использовать эту пропорцию в живописи и графике, в изображении на плоском листе?

Правило золотого сечения в картине проявляется делением ее на части четырьмя линиями – две из них горизонтальные, и две вертикальные. Расположены они согласно пропорции 1,618.

То, что находится на этих линиях, наиболее важно для нашего глаза. 

Картину, построенную с использованием золотого сечения мы воспринимаем как правильную и красивую.

Найдя эти линии у себя в картине, мы можем расположить значимые элементы так, чтобы работа в целом производила гармоничное впечатление.

Кроме того, на пересечении линий золотого сечения находятся особые зрительные центры. Они  расположены на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от краев изображения. Подмечено, что человек всегда концентрирует на них свое внимание. Если вы посмотрите на картину И.Левитана, то очень четко видно, что в ней использовано правило золотого сечения.

Луна и ее отражение стоят на линии золотого сечения. Полоса леса в центре также помещается в пропорции золотого сечения.

Таким образом математические закономерности помогают выстраивать картину так, чтобы она выглядела гармонично и красиво, а зритель сразу обращал внимание на главное. Как построить линии в картине?

 1. Математический вариант. Для такого просчета удобно использовать онлайн калькуляторы. Достаточно задать один из параметров, нажать кнопку “рассчитать”, и система предоставит результат. Берем размер ширины или высоты картины, вводим в калькулятор и получаем размер, на каком расстоянии от края будут проходить линии золотого сечения. 2. Геометрический вариант. Точки зрительных центров здесь находятся путем геометрических построений. 3. Использование шаблона. Если вы делаете много небольших эскизов, то оптимальным для построения линий золотого сечения будет использование специальной линейки.

 

Если взять за основу 100, то линии золотого сечения будут проходить на отметках 38 и 62. Изготовьте такую линейку самостоятельно, отметив также делениями 10, 14, 24. Эти размеры составляют продолжение золотой пропорции, их можно использовать для размеров объектов или расстояний между ними, чтобы продолжить принцип гармоничных соотношений. Рассмотрите работы разных художников и проанализируйте, как они используют линии золотого сечения.