Рассматривая картины великих художников, мы удивляемся их гармоничности и цельности. Помимо таланта творцы применяют научные познания. Фундаментальным понятием в изобразительном искусстве является композиция.
Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному.
Композиция черпает вдохновение из природы. Существуют принципы, которые определяют, что визуально нас притягивает, а что отталкивает. Эти принципы определяют структуру эффективной композиции и дизайна.
Визуальная иерархия. Композиция в рисунке должна следовать, так называемой, визуальной иерархии. Это порядок расположения объектов, например, если вы рисуете пейзаж с человеком, собакой и замком, то необходимо решить, какой из этих элементов будет главным, какой вторым, а какой третьим.
Правила композиции. Числа Фибоначчи – это последовательность чисел, в которой, начиная с 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, и т.д.). Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах, а также часто встречается в природе, начиная от принципа разветвления дерева и заканчивая ростом цветов, человеческими пропорциями и т. д. По совпадению, эта последовательность Фибоначчи подтверждается абсолютно другим правилом, встречающимся в природе -«Золотым сечением». «Золотое сечение» – особое соотношение, полученное делением линии на две части, где отношение большей части на меньшую часть равно отношению полной линии на большую часть.
![](https://studiopurpur.com/wp-content/uploads/2020/06/композиция-1-300x300.jpeg)
Правило нечетных чисел. Это неписаное правило, считается, что нечетное количество объектов более привлекательное, чем четное. Если у вас более одного объекта на изображении, рекомендуется выбрать композицию с как минимум тремя элементами, поскольку при пяти, семи и более может сложится «визуальный беспорядок».
![](https://studiopurpur.com/wp-content/uploads/2020/06/композиция-4-300x300.jpeg)
Правило третей. Ключевые элементы располагаются на точках пересечения воображаемой сетки 3х3. Это хороший способ выделить изображение и сделать его интереснее.
![](https://studiopurpur.com/wp-content/uploads/2020/06/композиция-2-300x300.jpeg)
Типы композиции.
Членение на слои. Пространство создают фигуры, а не располагаются в нём, перекрывая друг друга и мерой своей законченности, и располагаясь ниже или выше на холсте. Такой тип характерен для иконы.
Членение на планы.
Берёт свои истоки в эпоху Возрождения. Картины тогда состояли из двух планов — 1 хорошо развитый план — действие — 2 слабо выраженный — архитектурный или природный пейзаж В последующее время стали появляться 3, 4, планы.
![](https://studiopurpur.com/wp-content/uploads/2020/06/композиция-3-768x768.jpeg)
![](https://studiopurpur.com/wp-content/uploads/2020/06/композиция-7-768x768.jpeg)
Структура с одной точкой фокуса. Структура, при которой у вашего изображения есть только одна главная точка фокуса. Обычно она расположена где-то на главном объекте, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя в первую очередь. Все остальное на изображении поддерживает эту точку.
![](https://studiopurpur.com/wp-content/uploads/2020/06/композиция-5-300x300.jpeg)
Структура композиции с множественными точками фокуса. Подразумевает, что в рисунке есть несколько точек фокуса. Каждая точка может быть одинаково важна, но чаще всего встречается одна главная точка фокуса, поддерживаемая вторичной, третичной и последующими точками.
![](https://studiopurpur.com/wp-content/uploads/2020/06/композиция-6-300x300.jpeg)
Симметричная структура композиции. Такая структура, в которой обе стороны изображения отражены относительно центральной линии. Симметрия возникает когда одна сторона частично отличается от другой, что нарушает зеркальность изображения. Симметричная композиция не очень популярна в наши дни, однако была чрезвычайно широко распространена в более ранние периоды и обычно ассоциируется с религиозными работами. Симметрия символизирует единство, баланс и святость.
![](https://studiopurpur.com/wp-content/uploads/2020/06/композиция-8-300x300.jpeg)
Это далеко не полный перечень видов и типов композиции. Понимание вышеперечисленных правил и структур вполне достаточно для совершенствования личного творчества. В следующем выпуске мы подробней разберем понятия симметрия и ассиметрия.